ДОКЛАД. Загрязнение окружающей среды

Загрязнение окружающей среды

Доклад Шувалова Дмитрия на круглом столе в Мосгордуме 14 марта 2018 г.

в формате word Загрязнение окружающей среды_2018.03.14

2017 год (как будто в шутку названный годом Экологии) и 2018 год охарактеризовались митингами и народными выступлениями, связанными с загрязнениями окружающей среды мусоросжигательными заводами и полигонами ТБО, т.е. с мусорной проблемой. Так в Москве жители региона выступали и выступают против бесконечной вони и выбросов ядовитых веществ от полигонов ТБО и Мусоросжигательных заводов №2, №3 и №4 с одной стороны, с очистных сооружений и МПНЗ и прочих объектов с другой стороны.

Несколько событий дало подпитку данным народным выступлениям, где жители Москвы и Московской области оказались, как говорят, «в одной лодке»:

  • Закрытие полигона ТБО «Кучино» в Московской области Путиным В.В. и его бездумная рекультивация Министерством экологии Московской области;
  • Столкнувшись с закрытием крупнейшего полигона Московского региона Москве, как оказалось, некуда вывозить мусор и весь его объём пошёл на Мусоросжигательный завод №4, расположенный в Косино-Ухтомской районе Москвы, а также на различные нелегальные или уже закрытые свалки и возможно на нелегальные МСЗ по всей Москве и Московской области;
  • Желание олигархии заработать во вред здоровью людей и построить 4 мусоросжигательные завода в Московской области и 1 в Новой Москве (в Малинках под Троицком).
  • Попытки расконсервировать ранее закрытые полигоны ТБО, так в Москве, это, например, полигон ТБО «Малинки» вблизи г. Троицк;
  • 8-9 декабря 2017 г. выбросы, накрывшие весь Центр Москвы, вывели проблему на новый уровень, власти перестали не замечать проблему.

Теперь подробнее.

После «Прямой линии» 15 июня 2017 г., на которой была озвучена жалоба на полигон ТБО «Кучино», ситуация никак не улучшилась, а по последним данным даже ухудшилась. Благодаря указанию Министру природных ресурсов РФ Сергею Донскому о необходимости оперативно закрыть свалку в Балашихе, ввоз мусора на полигон ТБО «Кучино» прекратился. Однако с июля 2017 года ситуация продолжила заметно ухудшаться и наблюдалось пиковое количество жалоб на вонь. С мая по сентябрь 2017 года жители регулярно подавали сигналы администрациям городов и районов, МЧС, ЕДДС, в Департамент природопользования и окружающей среды, в Общественную палату, Роспотребнадзор и др. организации на невыносимые запахи. Начавшаяся экстренная дегазация полигона эффекта не даёт.

В первый учебный день 2017 г. произошёл мощный выброс, в результате которого детям в Косино-Ухтомском районе становилось плохо на линейке.

И сразу же произошло еще более впечатляющее событие: неожиданно данные со всех станций экомониторинга перестали быть доступны гражданам в открытом источнике на сайте Мосэкомониторинга. В то время, как наши чиновники рапортуют о расширении всевозможных электронных сервисов для горожан, работа сайта с важнейшей информацией остановилась с формулировкой «в связи с миграцией на другой ресурс». И напомню, что именно на этот период пришелся пик обращений граждан с жалобами на загрязнение атмосферного воздуха во всех указанных районах Москвы и МО. Граждане не имеют доступа к информации о состоянии атмосферного воздуха в нарушение ФЗ 96, статьи 29. Благодаря многочисленным жалобам жителей Столицы 12 марта 2018 г. сайт заработал в тестовом режиме.

Также на многочисленные обращения граждан и Советов депутатов московские власти отказываются устанавливать дополнительные станции экомониторинга.

Замалчивание проблемы, запрет московским телевизионным каналам освещать проблему МСЗ, полигонов и прочих объектов, источающих вонь и яды, расположенным в Москве, и задание валить всю вину на объекты, распложенные в Московской области, в частности на полигон ТБО «Кучино», фактический запрет, наложенный московскими властями на проведение митингов, – всё это толкает москвичей к радикальным мерам: перекрытиям дорог к мусоросжигательному заводу №4 и свалкам ТБО.

Активистов, выступающих против мусорного беспредела, запугивают. 11 марта в Кучино прошёл митинг, на котором в частности выступил активист «Совесть Некрасовки» Ступин Евгений против МСЗ №4 и сообщил об иске поданном против данного завода, в ночь на 12 марта, т.е. ближайшей ночью, битой разбили лобовое стекло его автомобиля.

В итоге московские и областные власти ссорятся между собой за передел влияния в мусорном бизнесе, и при этом естественно только и думают, где бы мусорной мафии/олигархии, связанной с региональными и/или федеральными властями, ещё «заработать» (в кавычках) денег на строительстве технологически устаревших МСЗ или вводе новых полигонов ТБО, также разрушающих окружающую среду, но только не о введение действительно передовых мировых технологий, связанных с раздельным сбором и переработкой отходов! Только разрушение, только деструктив!

Тем более, все эти попытки построить МСЗ и открыть полигоны ТБО осуществляются в нарушение действующего законодательства в части соблюдения иерархии и приоритетов в выборе способов обращения с отходами, например, Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления». В котором в п. 2 ст. 3 закреплены  основные направления государственной политики в сфере обращения с отходами (в порядке приоритетов с учетом минимизации неблагоприятных воздействий на окружающую среду и оптимизации эффективности использования ресурсов при предотвращении образования отходов и обращении с ними):

  • максимальное использование исходных сырья и материалов;
  • предотвращение образования отходов;
  • сокращение образования отходов и снижение класса опасности отходов источниках их образования;
  • обработка отходов;
  • утилизация отходов;
  • обезвреживание отходов.

Закон имеет недоработки, но даже в том виде, в котором он есть, не исполняется.

В Москве раздельный сбор отходов практически не осуществляется, а там, где существует, то лишь номинально: большая часть бытовых отходов, которая собрана раздельно, в итоге на том или ином этапе смешивается и в итоге утилизируется по старинке.

Отсутствие правового обеспечения ряда объектов утилизации (МСЗ и полигонов). Так, например, по полигону «Малинки» нет конкретных официальных документов, указывающих на его рекультивацию в новой его истории, начиная с 2012 г., но были отписки органов власти указывающих на то, что он закрыт на депонирование. А этот факт полностью перечёркивается декабрьским распоряжением Собянина С.С. о том, что полигон законсервирован с 17 декабря 2017 г.. У МСЗ №4 не установлена санитарно-защитная зона, что привело к строительству жилья в 400 м от завода в Некрасовке. Всё это порождает правовой хаос в мусорной сфере.

При этом массово идёт дезинформация населения, в частности осуществляется смешение понятий «мусороперерабатывающий завод» и «мусоросжигательный завод». Пользуясь недовольством жителей мусорными полигонами, планируется строительство мусоросжигательных заводов под видом мусороперерабатывающих. Где-то, например в Малинках, планы строительства МСЗ утаиваются от населения, но всё равно данная информация просачивается в виде отдельных документов.

Последствия сохранение и строительства новых МСЗ будут иметь масштабный негативный эффект:

  1. Экологические
  • ухудшение состояния окружающей среды негативно скажется на здоровье нации;
  1. Экономические
  • распространение мусоросжигания блокирует развитие отрасли вторичной
    переработки отходов;
  • предприятия закрываются, ликвидируются рабочие места, рост безработицы;
  • запасы первичного ископаемого сырья истощаются и наносят ущерб будущим поколениям;
  • господдержка мусоросжигания через “зеленый” тариф опосредованно ляжет
    на плечи потребителей: цены на потребительские товары возрастут, уровень
    жизни населения еще больше снизится;
  1. Социально-демографические
  • рост иждивенцев у государства (граждане, утратившие работоспособность в результате врожденных и приобретенных заболеваний);
  • снижение рождаемости за счет врожденного бесплодия.
    сокращение пенсионных и иных налоговых выплат.

Дымовые выбросы в атмосферу от МСЗ содержат:

  1. Токсичные металлы: медь, кадмий, свинец, ртуть и др.;
  2. Продукты неполного сгорания и газы «проскока»:
  • углеводороды и ароматические углеводороды, их хлорированные производные, фенолы и хлорфенолы,
  • полихлорбензолы (ПХБ), сернистый газ (SO2), окислы азота (NOX), угарный газ (СO) и др.;
  1. Шлаки (ООУ: состоит из ПАУ, диоксинов и др.), включая примеси «летучей золы»
  2. И главное диоксины (ПХДД) и фураны (ПХДФ) – супертоксиканты;

 

Диоксины являются самыми токсичными из синтезированных человеком веществ. Нет достоверных данных о том, что даже минимальная доза диоксинов безопасна для здоровья человека. Это ЯД без «порога действия»! Диоксины обладают следующими видами воздействия на организм:

  • канцерогенным (вызывают онкологические заболевания);
  • мутагенным (вызывают мутации генов);
  • тератогенным эффектом и эмбриотоксическим действием (могут вызывать внутриутробные нарушения развития эмбриона или уродства плода);
  • подавляют и ломают иммунную систему, приводя к состоянию «химического СПИДа»;
  • при накоплении – эффект сравним с последствиями радиоактивного облучения.

Именно со столь негативным эффектом МСЗ специалисты связывают резкий рост онкологических заболеваний в Косино-Ухтомском районе – за 5 лет рост составил не 20-30%, а в 4 раза!

Кроме большого числа мусорных полигонов и 3-х МСЗ в Москве и Московской области сосредоточено огромное количество вредных производств, причем степень экологической опасности у многих из них самая высокая. Такая концентрация промышленных предприятий, очевидно, оказывает прямое влияние на атмосферный воздух в данных районах. Можно привести в пример только самые крупные загрязнители окружающей среды: Московский нефтеперерабатывающий завод (ОА «Газпромнефть-МНПЗ»), Люберецкие очистные сооружения (АО «Мосводоканал») и т.д..

 

Обвинительный приговор:

  1. Нарушение конституционного права граждан России, предусмотренных статьёй 42;
  2. Не соблюдение закона № 89-ФЗ;
  3. Содействие мусорной мафии/олигархии и запугивание активистов;
  4. Проявляющееся в частности в нежелании вводить РСО;
  5. Информационная война за мусоросжигание (сокрытие информации, например, долгое время не работающий сайт Экомониторинга), смешение понятий мусороперерабатывающие и мусоросжигательные заводы, замалчивание проблемы и проводимых митингов – табу в СМИ).

И главной причиной этой экокатастрофы в Москве является нежелание московской власти и олигархии менять структуру мусорного бизнеса и вводить раздельный сбор и переработку отходов.

 

Похожие записи

Росприроднадзор требует приостановить деятельность МСЗ-4 в Некрасовке на 3 месяца!

Арбитражный суд Москвы принял к производству исковое заявление Межрегиональное управление Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по столице и…

Очередное издевательство над правами жителей района Некрасовка на благоприятную атмосферную среду

Публикую ответ на обращение в Департамент природопользования Москвы. 1. Срок службы станции Экомониторинга воздуха (АСКЗА) – 10 лет. 2. Срок гарантии,…
Для отправки комментария вам необходимо авторизоваться.
Меню